Дизартрия у ребенка — полный список действий для родителей

дизартрия у ребёнка

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

Оглавление:

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

подвижность мышц при дизартрии

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

массаж при дизартрии у ребёнка

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи. Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Надеюсь, данная статья была вам полезна. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями по данной проблеме.

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Главное — не опускать руки, от усилий родителей во многом зависит, насколько успешно получится скорректировать, скомпенсировать. Вот здесь можно почитать про упражнения при дизартрии:
    https://razvivayrech.ru/narusheniya-rechi/chto-takoe-diagnoz-dizartriya-i-kak-s-nim-borotsya

  • Большое спасибо за статью. У нас такая история. Были у невролога, нам поставили диагноз: Моторная дизартрия. Впервые слышу вообще о таком. Кучу уколов и лекарств выписали на полгода вперед. По данному тесту повторил всё без проблем. Звуки все изолированно произносит хорошо, даже рычит( нам чз месяц 3.5г). Но в разговоре речь смазана, говорит предложениями, но в основном повторяет за взрослыми слово в слово.
    Невролог лучший в городе, ездили к ней в др город. Теперь сомневаюсь…

    • Здравствуйте, Марина! Думаю, если есть сомнения в диагнозе, то необходимо проконсультироваться с другим неврологом. Здоровья Вам и вашему ребёнку!

  • Простите, возможно я не так поняла или втексте ошибка…
    《Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.
    Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.》Скорее при повышенном тонусе расслабляющий, а при пониженном тонизирующий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *