Есть страны, где дети не делают домашнее задание. Например, в Финляндии, но при этом, финские ученики занимают лидирующие позиции в рейтинге PISA каждый год. В нашей стране некоторые школы, также стараются не обременять детей учебой после школьных занятий, но это скорее исключение. Вот почему стоит узнать, как научить ребёнка самостоятельно делать уроки. Из статьи вы подробно узнаете, как, без лишних нервов, научить детей выполнять школьные домашние задания.
Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки — Подробный план действий
«Нет, не знаю! Нет сил. Должен? Ничего не было задано! Позже, у меня мало уроков. Я пока не хочу … !», — вам это знакомо?
Выполнение домашних заданий может быть скучным и утомительным занятием. Ведь есть так много более интересных и менее трудоемких видов деятельности. В то же время достаточно правильно организовать процесс и домашнее задание перестанет быть полем битвы. Прежде всего, вы должны знать …
Зачем делать домашнее задание
Выполнение домашних заданий важно, потому что оно формирует ряд навыков, которые пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
Так, создается привычка к обучению, консолидации и организации знаний.
Это нормально, что ребенок не помнит всё, о чём говорилось на уроке. Задача домашней работы — повторить и закрепить те знания, которые были получены за день.
В первые годы обучения в школе, в домашнем задании, самое главное – закрепить навыки чтения, письма и подсчета в диапазоне до 1000. Чтобы овладеть этими навыками, некоторым детям недостаточно школьных занятий, нужно практиковаться и дома.
Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы
Тренируем концентрацию внимания и усидчивость
Наблюдая за тем, как выполняет домашнее задание ребенок, родители могут оценить, насколько он умеет сосредоточиваться на выполняемой работе и сможет ли завершить начатое дело до конца. А это, в свою очередь, может привести к коррекции занятий – например, через игры и упражнения, которые стимулируют концентрацию внимания.
Возможно, вам будет интересно Развитие памяти и внимания у детей + Диагностика
Не стоит ждать от младшего школьника, что он будет спокойно сидеть, в течение определённого времени и тихо выполнять задания. До третьего класса, такое поведение, свойственно очень немногим детям, в основной своей массе, дети не могут высидеть спокойно на месте более 30-35 минут. В этом возрасте, внимание, ещё очень рассеянное и ребёнку крайне трудно длительно сосредотачиваться на каком-то одном задании. Поэтому в начальной школе, проводятся физкультминутки прямо во время уроков. И сами уроки длятся не более 35 минут.
Эти физиологические моменты, родитель тоже должен учитывать, составляя домашнее расписание для ребёнка.
Учим планированию, управлению временем и самодисциплине
Родителям стоит помнить, что мы можем научить ребёнка, прежде всего на собственном примере. Если мы не можем распланировать свой день так, чтобы справиться с домашней работой, нас постоянно преследуют крайние сроки, и все делается в последний момент, тогда гарантировано наш сын или дочь будет такой же, как и мы.
Родители и дети могут использовать таблицу, которая поможет не упускать из виду цель. Просто напишите желаемое действие в одном столбце, например,
Начинать делать домашнее задание без напоминания
Заканчивать работу в нужное время
Правильность (качество работы)
Самому собирать рюкзак
Порядок на столе после занятий и т. д.
В следующих столбцах, мы помещаем названия дней недели или даты, и каждый день мы суммируем работу, выставляя + или -.
Прежде чем в таблице будут одни плюсы, понадобиться некоторое время.
Учим систематичности
Для того чтобы выработать привычку к чему-либо, человеку необходимо ежедневно, лучше в одно и то же время, приступать к работе.
Наметьте определённые часы, для выполнения ребёнком школьных домашних заданий.
Даже если ничего не задавали, нужно в обязательном порядке, сделать любое задание из школьной программы. Такие упражнения больше всего подходят, чтобы научить ребенка преодолевать трудности. Это, может быть, учебник за тот же класс, но опубликованный другим издателем. Особенно это актуально для математики — авторы учебников представляют одно и то же решение по-другому. А это, в свою очередь, учит ребенка, тому, что существуют разные способы решения одной и той же задачи.
Соблюдать регулярность и не нарушать её, это очень важно для закрепления навыка.
Возможно, вам будет интересно Как научить ребенка писать красиво и аккуратно — 6 простых способов
Учим самостоятельности и ответственности
Вы знаете, эти анекдоты: «Катя, скажи папе, что сегодня ему задали только четыре домашних задания, — говорит учитель ученику».
Может быть, это забавная, но отнюдь не смешная ситуация, когда ребенок приносит задания, сделанные его родителями. И это не редкость.
Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Легче самим сделать правильно что-то, чем кропотливо обучать их тому, как забивать гвозди, шить и т. д. Если поступать так, как поступают некоторые родители: «он должен сделать это на отлично, потому что он должен быть лучшим», — это в дальнейшем приведет к проблемам, которые рано и поздно появятся.
Домашнее задание задаётся ребенку, а не родителям! Конечно, это не означает, что мы должны полностью перестать контролировать этот момент, и не следить за тем, что ребёнок делает. Родитель должен быть осторожным наблюдателем и разведчиком, но все задания необходимо выполняться учеником самостоятельно.
Если ребенок только начал учиться в первом классе (особенно в первом полугодии), ему или ей по-прежнему нужна помощь. Прежде чем садиться делать домашнее задание, вам нужно поговорить с ним, что нужно сделать: совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, найдите задания, прочитайте их и объясните своими словами, что нужно сделать.
Озвучив всё это, родитель покидает ребенка и уходит из комнаты. Старшеклассник должен уметь справляться в одиночку, в то время, родитель может прийти после работы и проверить, все ли задания выполнены.
Он также может указать на ошибки, но не должен их исправлять. Ребенок должен найти их самостоятельно и исправить. В зависимости от возраста и способностей ребенка, можно сузить область поиска ошибки: для начала, можно сказать, что она находится в определенном слове, но для эффективного исправления мы указываем только строку или страницу.
Правильно организуем рабочее место
Стоит также отметить, что рабочее место ребенка должно быть снабжено учебными пособиями, которые могут понадобиться для выполнения домашнего задания.
Рабочее место ребенка должно быть:
светлым, но, если это возможно, находиться не напротив окна;
адаптированным к росту ребенка (чтобы он не горбился, а руки, от запястья и до локтя, лежали на столе);
быть укомплектованным, без ненужных предметов, таких как: игрушки, документы, книги;
организованным так, чтобы все предметы были легкодоступны, например, карандаши, ручки в стаканчиках, линейка и калькулятор всегда в ящике, на полках — удобные словари и т. д.
оборудованным расписанием или доской, где можно было бы разместить различную важную информацию, которую ему нужно запомнить.
Когда лучше делать домашние задания
— Не сразу после возвращения из школы, ведь ребенок, скорее всего, устал. Дайте ему отдохнуть час или больше.
— Не после обеда или ужина. В это время, организм сосредоточен на пищеварении и не готов к интеллектуальному труду.
— Не поздно вечером. Когда весь день позади, вряд ли получится хорошо думать.
Выбор правильного времени дня, очень важен. Если это будет всегда одно и то же время, ребенку будет гораздо легче, особенно если он знает, что отговорки не принимаются.
Он должен быть готов заранее. Однако в каждой семье, это может быть разное время, потому что это зависит от многих факторов (приход из школы ребёнка и родителей с работы, количество уроков, и другие моменты).
Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда
Как узнать, что задано
Дети забывают, что им было задано, поэтому с первых дней обучения покажите ему, как использовать ноутбук или дневник. Прежде чем ребенок сможет овладеть навыками письма, он может рисовать первые заметки, иногда достаточно нарисовать крестик карандашом на странице в книге или рабочей тетради.
Если, несмотря на это, он возвращается из школы и не знает, что было задано, стоит поговорить с учителем об этом и попросить, чтобы она обратила внимание на то, записал ли ваш ребёнок, что ему задали.
Нужно ли поощрять ребёнка
На этот вопрос у каждого из родителей свой ответ. Моё мнение, что хвалить за проделанную работу ребёнка можно и нужно. Если вы даёте ребёнку за хорошо и быстро выполненное задание бонус, в виде дополнительного времени на прогулку или компьютерную игру, просмотр мультиков — это вряд ли навредит вашему сыну или дочки, а, как правило, даже подстегнёт к выполнению задания. А вот материальные поощрения, которые некоторые родители практикуют, за сделанные уроки, ничего, кроме вреда, не принесёт.
Таким образом, они лишь создают зависимость ребёнка от внешних факторов. Дети начинают стремиться только к тому, чтобы получить как можно больше подарков. Они мешают развивать в ребёнке чувства, что он чего-то стоит в этом мире. Поощрения, в таком виде, препятствует развитию в ребёнке внутреннего чувства уверенности в себе и удовлетворения от личной инициативы.
Чрезвычайно важно научить ребёнка брать на себя всю ответственность за достижение положительных результатов в любом виде деятельности.
Правила, которые облегчают ребёнку выполнение домашней работы
Запрещается смотреть телевизор или слушать музыку во время выполнения домашней работы.
Друзья могут прийти только после того, как будет сделаны все задания.
После выполнения заданий все предметы и другие материалы возвращаются на свои места.
Ребенок самостоятельно собирает школьный рюкзак на следующий школьный день.
Вы не должны отвлекать его от работы.
Если ребёнок просит помощи, и вы видите, что без вас ему никак не справится, помогите советом, постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.
Заключение
Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно дрессировать, как животных, их нужно учить и развивать. Только так, можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать, без помощи взрослых.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста. У ребенка официально 3 раза в неделю 6 уроков и 2 раза по 5 уроков в школе, бывает и меньше уроков. 6й класс, 11 лет. Школу закрыли и перевели детей в другую, 30 мин пешком идти. 6 уроков, это с 14.00 до 19.00 ч. Домой приходит около 20 ч. Утром секция — спорт.ориентирование — и подвижная, и на свежем воздухе. Мы только — ЗА. Тренер говорит желательно ходить каждый день, по выходным — соревнования. По воскресеньям — воскресная школа до обеда. По СанПину на домашнюю работу должно уходить не более 2,5 ч. Но у нас уходит 4 часа, если по всем предметам задали и с переменками. Пропускаем секцию, конечно же. Учится в основном на 4ки. Один из лучших в классе. Как можно в одно и тоже время делать уроки, и в такой суете не делать за него (т.е. я ему задачки иной раз на черновик решаю сложные, разбираем практические работы, по мимо параграфов, по истории, биологии, обществу)? Учителя тоже частенько меняются и требования соответственно. Делаем, как получается, никакой системы не можем придерживаться, голова кругом.
Здравствуйте, Ольга! Я тоже мама и всё то о чем Вы пишете, мне знакомо. Нам родителям очень хочется чтобы ребёнок развивался полноценно. Занимался спортом, учился хорошо. Вопрос только в том, что он лично может осилить. Если на ребенка возложена нагрузка, с которой он с трудом справляется и при этом родители берут на себя часть его обязанностей по учебе, то так он вряд ли научится делать уроки самостоятельно. На мой взгляд, необходимо расставить приоритеты, что в данный момент должно быть первостепенно. Конечно спорт это важно и нужно, но возможно, что есть более посильная для ребенка альтернатива. В любом случае, Вам как родителю решать, я лишь излагаю свою точку зрения.