Почему современные дети плохо говорят — страшная правда

дети плохо говорят Почему так происходит

Тенденция глобального ухудшения речи детей просто шокирует. Многие специалисты и родители задаются вопросом, почему дети плохо говорят сейчас, даже в школьном возрасте? А, ведь речь ребёнка должна полностью сформироваться уже к 5 годам.

Что же происходит, что действует на наших детей и почему их речь формируется с задержками или до конца не развивается вовсе. Даже в старших классах школы, мы наблюдаем огромное количество ошибок как на письме, так и в устной речи. Попробуем разобраться в этой статье.

Оглавление:

Я выскажу своё видение проблемы. Возможно, кто-то так не считает. Однако, многие специалисты: логопеды, психологи и педагоги, разделяют мою точку зрения.

Бегство из реальности. Куда и почему?

Почему нашим детям так хорошо в вымышленном мире компьютерных игр. Что это, бегство из реальности? Отсутствие интереса к живому общению?

Давайте посмотрим на жизнь современных детей. Чем они живут, где центр их интересов. И почему им так хочется сбежать в мир игр.

Поговорив с некоторыми родителями, я составила примерный распорядок дня ребёнка дошкольника. Хорошо, если он посещают дошкольное учреждение, что тоже не гарантирует полноценного развития речи. В худшем случае, он находится дома. И вот, чем он занимается в течении дня:

Утро. Встал позавтракал, посмотрел мультики, поиграл в планшет или компьютер.

Обед. Покушал. Обеденный сон.

Встал, посмотрел мультики, поиграл в игрушки, планшет или компьютер.

Полдник. Покушал. Погулял на улице 1 час, посмотрел мультики, поиграл в планшет или компьютер.

Вечер. Поужинал. Посмотрел мультики.

Конечно не все дети так проводят свой день дома, но большинство, к огромному сожалению, именно так. Погружаясь в виртуальный мир, они всё больше отдаляются от реального. Перестают развиваться.

Гаджеты — зло или добро?

Родители говорят, что кроме компьютера и мультиков их ребёнка больше ничего не интересует. Рисовать, лепить, вырезать он не хочет, а вот играть в компьютерные игры — это ему по душе.

телефоны как причина почему дети плохо говорят

Вы, наверное, спросите меня, при чём тут компьютерные игры и речь. В этом и во многих других вещах, кроется то самое зло и ответ на вопрос,почему дети плохо говорят.

Я вспоминаю своё детство 80х годов. Полный двор детей. Мы играем, бегаем, прыгаем через резиночку, в классики и во многие другие игры. Мультики по телевизору показывают один, два раза в день. Мы их смотрим с удовольствием. Затем опять идем гулять на улицу. Вечером родителям крайне трудно заманить детей домой. Ведь нам так хорошо гулять на улице. Мы взаимодействуем друг с другом и общаемся!

Да, у современных детей другой ритм жизни, другие интересы. Ведь, мы живем в век технологий и прогресса. Нашим детям не приходится ждать, когда по телевизору покажут мультики, они их могут посмотреть по интернету. И друзья им уже так не нужны, у них столько их в компьютерных играх. Неважно, что такой друг не настоящий, зато он есть.

Вот только, как развиваться будет речь ребёнка, если речевого общения практически нет. Мультики, озвучивают актёры, мило подражающие детской речи с дефектами и невнятной дикцией.

Возможно вам будет интересно Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей

Помните у замечательного, детского писателя В. Драгунского, есть рассказ «Заколдованная буква». Трое детей, двое мальчиков и девочка, говорят слово шишка, так как им кажется правильно. Девочка Алёнка произносит «сыска» и мальчишки весело смеются, над её словом, затем мальчик Миша сказал «хыхка» и над его словом стали смеяться, а мальчик Дениска гордо произнёс:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Этот рассказ наглядно показывает нам, очень важный момент в развитии речи. Дети слышат ошибки в произношении друг друга, но не слышат свои. Идёт активное развитие фонематического слуха. Это способность различать звуки на слух. Сначала в чужой речи, а затем и в своей.

Дети испытывают большое желание научиться говорить хорошо, лучше, чем их сверстники. Ведь так они становятся взрослыми, большими.

Если во дворе кто-то начинал смеяться над неправильным произношением какого-то звука в слове. Многие дети переживали, но усердно старались исправить это. Сами, просили родителей, старших сестёр или братьев помочь им в этом трудном деле. И, вот он уже гордо выходит во двор и «рычит» всем врагам назло и на зависть тем, кто ещё не научился.

Знакомо вам это чувство? Думаю, что многим очень знакомо.

Правда, о которой знают все, но молчат

А теперь вернёмся к современным детям, нашим детям. Общение во дворе сводится к обсуждению очередной компьютерной игры и молчаливого её просмотра.

почему дети плохо говорят сейчас

Дети практически не общаются между собой. Нет совместных игр, в которых нужно говорить. Таких, например, как: «Испорченный телефон» или «Фигура замри», «Цветик семицветик» и многие другие, в которых активно используется речь.

Есть, конечно, игры, где интерактивный помощник задаёт ребёнку вопросы, а малыш отвечает. Но ведь он не может сказать, как живой товарищ: «Что-то у тебя вместо машины, масына получилась, дружище. Надо вот так говорить ма-ши-на».

Многие современные мамы и папы не считаю нужным общаться со своим ребёнком. Всё общение сводится, к раздаче «ценных указаний» в виде: «почисти зубы перед сном», «вымой уши, а то будешь плохо слышать», «мой руки, перед едой» и т. д. Все эти слова, возможно, и научать вашего ребёнка навыкам гигиены и самостоятельности. Только не научать правильно и красиво говорить. Для этого нужен диалог.

Я помню, как в детстве, я с мамой ходила доить в поле корову. Мы шли и говорили. О том, почему трава такая зеленая, почему солнце, так ярко светит, сколько существует разных бабочек и о многом другом. С нами часто ходили соседские ребятишки. Было очень интересно беседовать на разные темы. Слушали друг друга, видели, как двигаются при этом наши губы, старались повторить, за более правильно говорящим товарищем, словечки, которые у нас получались хуже.

Некоторые родители рассуждают так: «Мой ребёнок ходит в детский сад. Он там достаточно общается с другими детьми». Да, дети общаются между собой в детском саду, но не все и не всегда.

Сейчас, в детском дошкольном учреждении, у ребят очень плотный график занятий. Если раньше мы приходили в школу и там учили буквы, цифры, писать и читать. Сейчас ребёнок в школу должен прийти полностью подготовленным. Как в песне А.Б. Пугачёвой «Нынче в школе первый класс вроде института». Вот и приходится детворе ещё в детском саду изучать основы математики, элементы письма, а еще рисование, конструирование. Все эти занятия строго расписаны. На прогулку и свободное общение выделяется очень небольшое количество времени. И опять получается замкнутый круг. Ребёнок вроде и находится в детском коллективе, а общения практически нет.

Возможно, вам будет интересно Успешная адаптация ребёнка к детскому саду

Также нужно учитывать и индивидуальные особенности. Кто-то свободно вступает в контакт с другими детьми, а кто-то нет. Придя домой замкнутые и не уверенные в себе дети, ищут общения с близкими и родными людьми. Но не всегда находят понимание.

Мамы и папы, уставшие от работы и от повседневных забот, не очень хотят о чем-то беседовать. Дают чаду в руки планшет или включают, ну очень, интересный мультик. Вот и всё. Ребёнок довольный и родитель может отдохнуть. Вы уверенны, что вашему ребёнку именно это и нужно в данный момент? Вы его спросили: Как у него дела? Как прошёл его день? Что нового он узнал? Чему научился?

Разговаривая со своими детьми, мы не только развиваем их речь, но и даём понять, что важнее их нет никого и ничего на свете. Если у ребёнка в душе бушуют ураганы, ему не хочется общаться ни с кем. И такие дети живут так не один день. О каком полноценном развитии речи может идти речь. Если ребёнок замкнулся в своём мире и не хочет никого видеть и слышать. А единственные его друзья – это интерактивные и мультяшные герои.

Возможно, вам будет интересно Как правильно укладывать детей спать — Маленькие секреты большого дела

Недавно, в детском саду, наблюдала такую картину. Идёт мама с малышом лет 5. Он ей что-то очень активно рассказывает. Показывает пальчиком на небо. Мама же никак на эти рассказы не реагирует. Видимо, очень «занята». В руках у неё телефон, в котором она активно, что-то пишет. Да, не спорю, бывают такие моменты, когда, ну очень срочно, нужно, что-то написать, кому-то позвонить. Но ведь бывает и так, что пустое общение, на отвлечённые темы, гораздо важнее, чем разговор с собственным ребёнком. Расставлять приоритеты, конечно, должен сам родитель. И дай бог, они будут на стороне ребёнка. К сожалению, так бывает не всегда.

Развитие речи – это сложный процесс. Интерактивные игры, различные обучающие программы, безусловно, помогают развивать речь, а также память, внимание, мышление и другие психические процессы, необходимые для полноценного развития маленького человека. В своей работе, я часто использую подобные. Однако, нужно помнить о том, что такие обучающие занятия, должны быть строго ограничены по времени.

Вот нормы для занятий:

  • 2-3 года – 15 минут;
  • 3-4 года — 20 минут;
  • 4-5 лет — 25 минут;
  • 5-6 лет — 30 минут;
  • 6-7 лет — 35 минут;
  • Младшие школьники — 40-45 минут.

А сколько времени ваш ребёнок проводит за компьютером или планшетом? Способен ли его незрелый мозг выдержать информационные и зрительные нагрузки, длящиеся от часа и более? И чему он может научиться в таком режиме?

На все эти вопросы у родителей могут быть самые разные ответы. Возможно, в недалёком будущем, из-за тотальной нехватки учителей в школах, наших детей будут учить машины-роботы.

Только совершенно очевидно, что несмотря на то, что прогресс идёт вперёд, а наши дети растут и развиваются в новых современных условиях, ничто и никогда не заменит человека. Нашим детям, как воздух, нужно живое общение, речь, которую он может слышать, движения органов артикуляции (губ, языка), которые он может видеть. Эмоциональный контакт между людьми, также жизненно необходим нам всем. Так и только так будет полноценно развиваться речь.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

Безусловно, причины, плохой речи детей, могут быть ни только в нехватки общения. Если рассматривать список таких причин, то это могут быть:

  • Неврологические. У ребёнка могут быть такие нарушения речи, как: заикание, дизартрия, афазия, алалия. Если ребёнок молчит в 1,5-2 года, необходимо получить консультацию невролога и психиатра;
  • Наследственные. Это нарушения речи, наследуемые от родителей.
  • Врождённые. Любые осложнения во время беременности.
  • Перинатальные. Когда причиной нарушения речи, явилось осложнение во время родов и д. р.

Заключение

В этой статье я хотела рассказать вам, мои уважаемые читатели, об основной и самой страшной проблеме современного воспитания и развития наших детей. Причина почему дети плохо говорят, кроется в катастрофической нехватки живого общения наших детей между собой в детских коллективах, с родителями и родственниками в семьях.

И пусть эти слова звучат громко, я очень надеюсь, что их услышат!

 

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

 

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...

Комментарии 3

  • А вот фигушки! Неверное мнение! Мой ребёнок часами сидел у телевизора, часами играл в планшет, а речь — идеальная. Его всегда пихают на конкурс чтецов, потому что остальные — те, кто не сидит в ненавистных гаджетах, разговаривают ужасно. Что говорить? У нас в саду занимается внук воспитательницы, и что вы думаете? Он говорит чудесно? Не-а, у него отвратительная речь, и более того — невнятная и разрозненная. Так что ваше мнение, к сожалению, ошибочно. Не в гаджетах дело! Ищем причину глубже.

    • Сколько людей, столько и мнений. Я лишь высказала своё видение проблемы, основываясь на 15 летний опыт работы учителем-логопедом. Причин нарушения речи очень много и недостаток общения и гаджетозависимость -это одни из многих причин, к сожалению:(

      • Проблема не в гаджетах, а скорее всего в родителях. Многие не знают не умеют, даже не в курсе как надо воспитывать ребёнка. Их этому не научили их родители. Это повторяется из поколения в поколение. Это главная проблема. А ещё большинство пап просто сваливают, перекладывая эту проблему на мать. Считая, что их это не касается. Что мать должна научить ребёнка всему, не понимая, что и мужское влияние необходимо для полноты жизни. У меня сын 6 лет, после развода с мужем, заговорил, пускай плохо, но это начало. Всё идёт от воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *