Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

как учить детей говорить

Рождение деток всегда радость. Они растут, развиваются и у близких им людей, возникает естественный вопрос, как учить детей говорить.
В этой статье я хочу подробно рассказать, о самых важных моментах, которые родители должны учесть, чтобы речь ребёнка развивалась правильно.

Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина

Содержание:

Важные факторы, влияющие на полноценное развитие речи

Развитие речи зависит от многих факторов, таких как:

— Развитие органов чувств: слуха, зрения;

— Речевая среда, в которой растёт малыш;

— Зрелость коры головного мозга;

— Психофизическое здоровье;

Давайте рассмотрим, как развивается речь детей в разные возрастные периоды жизни и что должны делать взрослые, в каждый из них, чтобы речевая функция сформировалась полноценно и правильно.

Секреты развития речи малыша 0 до 1 года

 

Мозг малыша активно растёт в первый год жизни. Очень важно, в этот период как можно больше давать ребёнку положительных эмоций. Все члены семьи должны создавать благоприятную обстановку для общения. Ссоры и скандалы могут негативно отразиться в сознании малыша и спровоцировать торможение речевой функции.

Очень важно больше говорить с младенцем. Читать ему детские книжки, петь песенки, показывать картинки и рассказывайте, что на них нарисовано. Когда он немного подрастёт, играйте в весёлые и подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.

как учить детей говорить от 0 до 1 года

Есть в логопедии такое выражение: «Звуки рождаются на кончиках пальцев». И это, в буквальном смысле, так. Развивая мелкую моторику, мы помогаем развить речь. Это могут быть игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т. д.

Речь, более поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух более ранний процесс развития. Это восприятие на слух всего того, что нас окружает. Шум воды, ветра, звуки музыки, бытовые шумы. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая.

Развитию неречевого слуха, в этот период, должно отдаваться пристальное внимание взрослых.

Игры с погремушками, колокольчиками. С опорой и без опоры на зрение. Игра «Что звенит?», «Где стучит?», «Громко-тихо». Можно послушать аудиозаписи звуков природы, стучать, топать, переливать, хлопать.

К 6 – 8 месяцам у малыша появляются первые лепетные слова. Хвалите его, за каждое, пусть он чувствует, что для вас это важно.

Возможно, вам будет интересно Уход за ребенком в первые дни жизни — Что должны знать и уметь родители

К концу первого года жизни, при нормальном развитии фонематического слуха, малыш различает часто употребляемые слова.

План действий как учить детей говорить от 1 года до 5 лет

Начинается время мега активного развития речевой функции. Давайте рассмотрим каждый возрастной период более подробно.

Как учить детей говорить от 1 года до 2 лет

К году в словаре малыша, должно быть, 10-15 осознанно произносимых лепетных слов. В этом возрасте он уж готов воспринимать социальные правила и нормы поведения. Такие, как «нельзя брать чужие вещи», «бегать и громко кричать в магазине» и т. д. Проговаривая различные речевые конструкции, родитель показывает как нужно правильно строить фразу. Лучше, если взрослый проговаривает фразы, особенно незнакомые, на уровне глаз малыша. Так дети не только на слух учатся воспринимать устную речь, но и зрительно. Это очень важно для формирования правильной звуковой стороны речи. Артикуляция звуков очень разнообразна. Например, для свистящих (с, з, ц) нужно широко улыбнуться, а для шипящих (ш, ж) губы округлить в широкую трубочку. Поэтому зрительный контакт так важен.

 

как научить детей говорить от 1 до 2 лет

Поощряйте любые попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не понимаете из сказанного. Если вам удалось понять, что хочет ваш ребёнок, четко и медленно повторите всё, что он сказал. Смотрите прямо на него. Пусть он видит, как двигаются ваши губы и другие органы артикуляции. Повторяя за своим чадом сказанное, добавляйте еще пару предложений от себя. Ведь именно вашей речью пополняется активный и пассивный речевой запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.

Детские книги с картинками, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ребёнком картинки, говорите о том, кто или что на них изображено. Пусть малыш отвечает на вопросы: кто это? Что это? Какой? Какого цвета? Какой формы? И т. д.

Существенное значение имеет и темп речи. Если взрослый произносит слова быстро, ребёнок просто не успевает увидеть его артикуляцию, уловить смысл сказанного. Говорите спокойно, чётко называйте предметы. В речи можно использовать как, «детские», так и «взрослые» слова. Например: «Это машина би-би», «кошка кушает ням-ням» и т.д.

Некоторые родители пытаются перенять трогательную, лепетную речь малыша. Делать это категорически нельзя! Близкое окружение ребёнка — это его источник обучения правильной речи. Ни один мультик не заменит детям живое общение. Поэтому вы как родители, должны создать благоприятную почву для этого.
Больше бывайте ним в детских коллективах. Кружки по интересам, спортивные секции, творческие мероприятия. Дети, которые имеют возможность много общаться с другими детьми, развиваются лучше и у них реже встречаются нарушения речи.

Для того чтобы добиться правильного произношения необходимо научить ребёнка воспринимать звуки. Только полноценное восприятие звуков, умение их различать позволит не допускать ошибок при произношении. Поэтому крайне важно развивать фонематический слух.

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок говорит жестами, не нужно пытаться его понять. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его говорить словами.
Чем дольше будете понимать «жестовую» речь детей, тем дольше они будут молчать!

2-4 года — время активного развития речевой функции. Как помочь ребёнку в этот период

В речи крохи появляются предложения. Он пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. К трём годам из речи малыша исчезает так называемое физиологическое смягчение. Ребёнок правильно произносит свистящие звуки С, З, Ц.

Самое важное достижение четвёртого года жизни, возможность самостоятельно определять неверно произносимый звук в собственной речи. А также различать схожие по звучанию слова.

Если малыш плохо говорит в этот период, то нужно активно приступать к обогащению его словарного запаса, развивать умение различать звуки в словах.

Можно учить поговорки, скороговорки, стихи, песенки. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, проговаривая каждый звук, затем темп можно увеличить. Прохлопывайте с ребёнком трудные слова по слогам, так вы научите его слышать каждый звук в слове. В статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» вы сможете подобрать скороговорки на любой вкус.

Возможно, вам будет интересно Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей

Продолжаем активно тренировать пальчики. Подойдёт всё, что интересно малышу. Сейчас в магазинах огромное количество всевозможных развивающих игр: шнуровки, пазлы, кубики и т.д. Подойдут и обычные пуговицы, из которых можно выкладывать различные картинки, по заранее нарисованным конторам. Особенно, детям интересно делать это если рисунок нарисован собственноручно. Так что, смело давайте разгуляться детской фантазии.

 

как учить говорить от 2 до 4 лет

 

Помогаем детям формировать правильное речевое дыхание. Под этим понятием подразумевается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, довольно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Как показывает практика, дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавновоздух на выдохе, а также увеличить жизненную емкость легких.

Делаем глубокий вдох носом, рот при этом закрыт и затем производим плавный выдох ртом. Плечи не должны быть подняты. Положите свои руки на плечики малыша, чтобы это контролировать.

Возможно, вам будет интересно Лучшие игры на развитие речевого дыхания

Для этой цели можно использовать обычные мыльные пузыри, вертушки. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите малыша дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, кусочки ваты, снежинки из бумаги (щеки раздувать нельзя!)

 

ние как научить детей говорить

 

Артикуляционная гимнастика, также является неотъемлемой частью работы над развитием речи детей. Эта работа представляет собой несколько упражнений, цель которых укрепить мышцы органов артикуляции, привести мышцы языка, губ, щёк в нормальный тонус, необходимый для правильного звукопроизношения. У разных авторов упражнения могут называться по-разному, но цель у них одна. На своих занятия я использую комплекс артикуляционных упражнений с музыкальным оформлением. Он составлен таким образом, чтобы проработать все мышцы органов артикуляции. Музыка помогает перевести рутинный процесс в весёлое развлечение.
Скачать комплекс, артикуляционных упражнений под музыку, вы можете во вкладке: «Материалы для скачивания».

Занятия по развитию речи с детьми от 4 — 5 лет

К 4 годам словарный запас детей достигает 2000-3000 слов. Это период придумывания новых слов (словотворчетво). В речи уже есть свистящие и шипящие звуки. До 4,5 лет допустимо отсутствие соноров, таких как Л, Р. Но к 5 годам они должны быть уже сформированы. Однако в последние время наблюдается печальная тенденция ухудшения речи детей. И к 5 годам у 80% обследованных мною детей, были выявлены различные речевые нарушения.
О причинах, которые могут этому способствовать, вы можете прочитать в статье «Страшная правда почему дети плохо говорят»

Если в этом возрасте есть нарушения речи, взрослые должны активно включиться в процесс обучения.

Продолжаем учить детей говорить правильно. Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, различные задания для развития мелкой моторики, игры для развития фонематического слуха всё то, о чём говорилось выше, в обязательном порядке должно входить в логопедическую работу с вашим ребёнком.

Хочу рассказать вам, о таком уникальном методе, который применяется в логопедической практике, как Су-Джок терапия. Возможно, вы уже слышали и даже использовали «волшебные шарики» для оздоровления организма. В логопедии, Су-Джок массажёром, мы воздействуем на активные точки на руках, с целью стимуляции речевых зон в коре головного мозга.

Подробнее, о Су Джок терапии, вы можете прочитать в статье «Секрет Су-Джок терапии для развития речи детей».

Следующим, важным моментом, является обучение ребёнка шёпотной речи. Голосовые складки находятся в стадии формирования. Крик строго противопоказан в этом возрасте, так как может иметь самые негативные последствия. Для обучения шёпотной речи, можно предложить задание «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука — у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к шёпоту без паузы).

Возраст 5-7 лет. Почему так важно развивать речь будущего школьника?

В 5- 6 лет, нормально развивающийся ребенок, правильно произносит все звуки родного языка. Он способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

С 7 лет начинается школьный период развития речи.

К сожалению, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда он молчал в 2,5 года — одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, занимался с чадом по часу в день. А результата почти нет». Занятия не принесли желаемого, так как взрослые нагружали ребенка непосильной работой. А малыш нуждается в строго дозированных занятиях.

 

старший дошкольный возраст как учить детей говорить

 

Родители всегда должны помнить о «золотой середине» не упускать момента, когда ребёнку очень нужна ваша помощь, но и не перегружать его.

Продолжаем развивать мелкую моторику ручек, речевое дыхание, артикуляционную моторику. Также, в этот период, нужно продолжать работу по формированию фонематического слуха.

Часто дети, данного возраста, говорят по отдельности все звуки правильно, но в связной речи встречаются их замены, перестановки. Необходимо проводить занятия по развитию слухового внимания. Задание, может быть, такое: «Я буду произносить разные звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р». То же упражнение проводим дальше, но уже со слогами, а затем и со словами.

Играя с детьми, мы помогаем развить речевое и языковое внимание, память, логическое мышление и другие предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

                              Заключение

Надеюсь, данная статья была полезна и у вас в голове сложился план действий того как учить детей говорить правильно. Ваша помощь, дорогие родители, очень необходима в таком непростом и важном процессе, как развитие речи.

Возможно, у вас есть свои секретные методики по данному вопросу. Буду очень рада, если вы поделитесь ими в комментариях.

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

 

 

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *