Почему так важно для развития дикции и речи у детей включать в логопедическую работу скороговорки? И зачем будущие звёзды кино разучивают их на мастер-классах по актёрскому мастерству.
Давайте попробуем подробно разобраться в этом вопросе.
Голос лидера. Какой он?
Задумывались ли вы, когда ни будь, о том, почему так случается, что некоторые люди говорят глупости, а все их слушают? А людей, говорящих умные вещи, иногда слушать невозможно. Потому что у человека существует инстинкт. Он хочет слышать ту речь, которая звучит чётко, ясно, с выразительной дикцией. Это голос лидера.
Чем правильнее вы говорите – тем больше вас слушают. Чем внимательнее и больше – тем выше ваша самооценка, и тем правильнее вы в дальнейшем начинаете говорить.
Возможно, вам будет интересно Подробная инструкция как женщине повысить самооценку и уверенность в себе
Многие специалисты, для развития дикции и речи у детей, используют в своей работе скороговорки.
В замечательной книге Е.В.Лаптевой «1000 русских скороговорок для развития речи», я нашла скороговорки, как для детей, так и для взрослых.
Каждый из нас знает, что такое скороговорка. Дети очень любят говорить за взрослыми разные забавные слова со звуками, которые повторяются. Из них можно складывать забавные и весёлые истории – например, про Грека, который ехал, через реку и цапнул Греку за руку рак. Огромная радость наполняет юного стихотворца, ведь у него получается сочинять не хуже, чем у взрослого. Да и папы и мамы в полном восторге от такого занятия.
Скороговорки для детей и взрослых
У осы не усы, не усищи, а усики.
Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – вбок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Скороговорки для взрослых
Несмотря на то что существуют специальные скороговорки и не для детского восприятия, у взрослых данный вид фонетического упражнения не столь популярен, как у детей. Очень забавно слушать взрослого человека, пытающегося произнести:
Я – вертикультяп.
Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Или:
Стоит куль на холме, пойду на холм – куль поправлю.
Обычно, подобного рода скороговорки вызывают бурю позитивных эмоций. А уж заряд хорошего настроения после их прочтения, обеспечен точно.
Скороговорки нужны не только для развлечений, но и отличный способ улучшить произношение всех звуков. Студентам театральных вузов, людям, желающим улучшить свою дикцию, красоту и гармоничность речи в целом.
Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения
При коррекции нарушений произносительной стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы. И здесь скороговорка окажет неоценимую помощь.
Упражнения для отработки фонетики незаменимы при коррекции произносительной стороны. Для этих целей скороговорки подходят как нельзя лучше.
/б/,/б’/
Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.
Добыл бобыль бобов.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /п/
Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Большой белый баран больно боднул бабушкиного больного барана Борьку.*
Бегемотику – ботинки,
Ботики – бурундучку.
Бобы у бабы как баобабы.
/б/ /л/
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была,
/л/ /л’/
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала,
/л/ /м/
Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах.
Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Бабушка Белова
Бегала бегом.
Белого барана
Била батогом.
Не долби, дылда, по болту кувалдой.
/бл/
Налогооблагаемая благодать.
Блондинка с благодарностью сгребла таблетки.
Яблоки – на яблоне,
Таблица – на табло.
/б/ /п/
Бык тупогуб, у быка губа тупа, /т/ /п/
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, /т/ /п/
У быка бела губа была тупа, /т/ /п/
Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!
Банкир получил банджо почтовой бандеролью.
Вот – бутон,
А вот – батон.
Вот – бидон,
А вот – питон.
Ну а вот – бетон.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползёт питон,
Молоко течёт в бидон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон! /т/, /н/
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /б’/
/б/ /р/
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Белые бараны били в барабаны.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Все бобры для своих бобрят добры.
Борона боронила не боронованное поле.
Боронила борона по боронованному полю.
Баран‑буян залез в бурьян.
Бежит боровок, белокрыл, белоног, перерыл весь дворок.
Вырыл рылом боровок – ребро да полребра.
Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
А различите ли ясень и буквы? /р/ /р’/
Бобёр побрел в бар.
Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.
Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.
/бр/
Банкир бросал банкноты из блокнота.
Банкрот, бурча, бранил банкира мота.
Бобёр побрёл в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
А бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр
Побрёл обратно в бор.
В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
Бобёр и брат бобра добры:
Не рубят на бревно боры.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
Будь добр, добудь кобр.
Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.
Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна.
У боярина‑бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
По бревну бредут бобры.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Брат продал брату паркет из граба.
/б/ /с/
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Лиса босса боса и оса босса боса.
/в/, /в’/
Водовоз вёз воду из‑под водопровода.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Подарили Валеньке варежки и валенки, /р/ /л/
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Стоит воз овса, возле воза – овца, /з/ /с/
У воза овца, на возу пуд овса, /з/ /с/
Всплеск – всего лишь вспучивание воды.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /й/
Валя на проталинке
промочила валенки.
Валенки у Валеньки
сохнут на завалинке.
/н/ /н’/
Удав Давыда Давидовича Давыдова
Давил, давил, да недовыдавил. /д/ /д’/
Я во двор вела вола, за рога вела вола.
А вол в огород меня завёл.
Вихрь взвил вихры Вити, /и/
Велика вилла Вилли.
/взв/
Зверским взвизгом взводный взвизгнул.
Взводный взвода в здании завода.
/в/ /р/
Варвара варенье доваривала,
Ворчала да приговаривала:
«Варись, варенье, варись!»
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Великовозрастный верзила резвился в реке.
Расчувствовавшаяся
Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Проворонила ворона вороненка.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Отворяй, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами.
А врагу да недругу
От Варвариных ворот – поворот.
Врали про Варю, все переврали, /р/ /р’/
Нравы мавров варварские, /р/ /р’/
Отвори, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.
Ворон рвал во рву ревень,
Рвал проворно целый день.
Повар варит, варит
И приговаривает:
«Варю Вере,
Варю Варе,
Варю Валере И Варваре!»
/в/ /ф/
Наш Филат не бывает виноват.
В Уфе – кафе «Вафля».
Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол. /л/ /л’/
Фаня в гостях у Вани,
У Вани в гостях Фаня.
/вр/ /фр/
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Фридрих не врал – прав Фридрих.
Фридрих не прав – врал Фридрих.
– Фристайл вреден!
– Вреден фристайл?
/г/, /г’/
Громкоголосые гавайцы готовили грибной гарнир.
Агния, Инга и Игнат – юнги.
Геннадий – в гавани,
А Евгений – в вагоне.
– Гена, гони гиену!
Гена – ни гугу.
Бабе‑яге магия не помогает.
/г/ /з/
Змей Горыныч, сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.
В заборе – не гвозди́ки,
В заборе – гво́здики.
Гво́здики – в заборе,
А гвоздйки – в вазе.
/г/ /л/
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
На неё глазели глаза газели.
Лягу на углу луга.
У плуга на лугу Пелагея.
Пугало напугало иволгу на лугу в таволге.
/г/ /р/
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
/р/ /р’/
Грозди рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
Гонец с галер сгорел.
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Из‑за леса, из‑за гор
Едет к ним ещё Егор.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
У Аграфёны и Арины
в огороде растут георгины.
Росла за горой, за пригорочком,
Сосёнка с приподсосёночком.
Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
До города – в гору, от города – с горы.
/гр/
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов, /з/ /р/
Гроза грозна, грозна гроза, /з/ /р/
Пал град на пять гряд.
Гризли продавал гриву грифа за гривну.
Громоподобный голос Громовержца был грозен и ужасен.
Грач сгоряча осерчал на грача.
Грач грациозно дегустировал грильяж.
Гришка грыз коржик,
Орешки грыз Жоржик,
А Гарик – сухарик.
На гармошке громко Заиграл Ерёмка.
/д/, /д’/
Дятел дуб долбил,
Да не до долбил.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел дерево долбит,
День‑деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дарья дарит Дине дыни.
Не прибирает Домна дом,
А у Домны дом вверх дном.
Ест Федечка с водкой редечку,
Ест редечка с водкой Федечку.
А мне не до недомогания.
Дипломированный дантист долбит дупло долотом,
А днем дурачит девушек дешевым одеколоном.
Дед Данила делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.
Дворник дверь два дня держал –
Деревянный дом дрожал.
Ветер дёргал эту дверь.
Дворник думал, это зверь.
Деидеологизировали‑деидеологизировали
и додеидеологизировались.
Дилетант‑диктор не овладел дикцией.
Удав Давыда Давидовича Давыдова
Давил, давил, да недовыдавил. /в/ /в’/
/д/ /г/
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
- Гоге дога не догнать,
И догу Гогу не догнать.
/дн/
Не видно –
Ликвидны акции или неликвидны.
Однажды днем на дне Дона.
Дни не одни. Одни – не дни. Одни дни на дне.
Без дна ли бездна?
/д/ /р/
У нас во дворе подворья погода размокропогодилась.
Дроводреворубы рубили дубы.
Дорогие диадемы дарят дамам в дни рожденья.
/др/
Рододендроны из дендрария.
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры‑то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Дрозд дроздиху дразнил‑передразнивал, да не выдразнил,
А дроздиха дрозда просто выдрессировала.
Город в Драба́не – Драба́н‑Драбада́н.
Там драбада́нят в драбда́к драбада́ки.
Там драбада́нно‑драбы́е драба́ки
Дра́бро драба́ют в драб‑драбака́х.
Драбы́е драба́ньи драбко́ выдрабня́ют,
Драбны́х драбада́нчиков драб‑драбаня́ют.
Дра́бно там, дра́бненько и драбадно́,
Туда собираюсь я очень давно.
Скоро поеду я в Дра́б‑Драбада́н!
Жаль, что не знаю дороги туда…
/ж/
Вожжи из кожи в хомут вхожи.
Несдержанность сдержим внутренним стержнем. (В)
Ужа ужалила ужи́ца.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже
Ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала)
Ужи́ в луже кажутся у́же.
Уж в луже у́же. /у/
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Жутко жуку жить на суку.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Жук жужжит над абажуром.
Встретил в чаще ёж ежа.
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Слишком много ножек у сороконожек.
У́же ужи́ в луже.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
– Я жук, я жук, я тут живу.
Жужжу, кружу, жужжу, бужу.
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа!
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Пижоны в желтых пижамах с пейджерами на «пежо». /п/
Уж полночь…
Жуть.
Над жёлтым жгучим абажуром
Жужжит, кружит окружно жук.
Лежу.
В оранже пряжу вижу
Ажурных крыл.
Жужжит,
Кружит жемчужный круг,
И в жиже слов я жутко слышу:
«Я жук!
Я жук!
Я ночь живу.
Жужжу, жужжу,
Кружу, лежу
Над жёлтым жгучим абажуром.
Я не щажу,
Огни лижу,
Жизнь прожужжу,
Себя сожгу,
И не тужу,
И не тужу –
Я ж‑ж‑ж‑ж…жук!»
Р. Сэф
Жук жуку жужжал:
«Ж‑ж‑жу‑жжжу,
Я с ежом давно дружу…»
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата.
Учит бегать ёж ужат,
Учит ползать уж ежат.
Жирный жираф жевал жевательную жвачку.
Жирные жабы
дружно жевали
жёлтую жвачку.
Жизнь жнеца – тяжёлый жребий.
Жадины жались в дилижансе и жаловались жестокому жандарму на жестокость жизни.
Жезл магараджи жутко тяжёл.
Жирная жаба жалела жука.
Всё же тоже тужит Жора.
Журавль дружил бы с жабой,
Кабы желала б этой дружбы жаба.
Журавль жабе не жених.
В Париже жеребята рыжи,
В Лиможе рыжие тоже.
Жирный жук жужжит снаружи,
Разжижая жижу в луже.
/жд/ /дж/
Сняли с Надежды
Цветные одежды,
Без одежд Надежда
Не манит, как прежде.
Мы спросили у раджи,
Почему он не носит паранджи.
И, представьте, тот пижон
Был вопросом поражен.
Жду одежду Надежды с надеждой.*
/ж/ /з/
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в за́мке.
Ветер ёлками шумит,
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Задрожали зайки
Волк на лужайке!
Змея шипит, а жук жужжит.
Все клёны стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз всё равно все рыжие,
Кому какая разница?
Безжалостные медузы жалящие,
Над Жозефиной сжальтесь, пожалуйста!
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
В луже, посредине рощи,
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет ещё жилец –
Водяной жук‑плавунец.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
– Жора, заржавел железный замок?
– Заржавел железный замок.
Кони в загоне заржали,
Так их попонки им жали.
Жандарм взял за жабры жулика.
Дирижёр пейзажем поражён.
Жаба Зина сказала, дрожа:
«Дирижабли обворожительно дребезжат!»
/з/, /з’/
На возу лоза, у воза коза.
Звонок звенит, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
Зоиного зелёного зайку зовут Зайка‑Зазнайка.
У Зины‑Зинули болит задний зуб,
Поэтому Зина не может есть суп.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Звёздный змей звенел зубами: «З‑з‑з‑з…»
Под Клязьмой князь
упал в грязь,
Заколдованный за́мок на все запоры замкнут.
Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.
Зябкая зыбь завиднелась на озере.
Зиновьев Захар зашёл в магазин,
Захар заказал козинак и зефир.
Встретиться змей и змея захотели.
Встретиться змей и змея не сумели.
Змей – в облаках, а змея – на земле.
Надо бы змею спуститься к змее.
Знать бы, зачем залилась спозаранку В зарослях зелени крошка‑зарянка?
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея?
Знать бы, зачем зеленеет земля?
/з/ /л/
По золотому залу лазал‑лазал, залез в лаз, зол на золу лозы.
Жёлтое золото не зеленеет от злости, как злодей.
В земле – землянка,
На земле – земляника.
/3/ /б/
У зайки Бубы заболели зубы.
Сбруя сберегла злого барана с бубенцами.
Про зубра и зебру зубрил я урок,
Зубря, позабыл о зазубрине в зубе.
О зебре зазубрен урок назубок,
Но зуб заболел, и забыл я о зубре.
/3/ /р/
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина испачкалась в пыли.
Резиновую Зину мы вымоем в бензине,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Смотри, не будь разиней, резиновая Зина,
А то отправим Зину обратно в магазин».
Заря розой, раз за разом – взора лазоревого зараза розовая.
Изобрёл изобретатель золотую землеройку.
Пошёл спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзинку Назар.
Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Все озёра – зеркала
Из зелёного стекла.
Лезут козы в грозу в лозу –
лозу козы в грозу грызут.
Не ходи, как все разини,
Без подарка ты к Розине,
Но ей делая визиты,
Каждый раз букет вези ты.
Верзила‑динозавр дерзил зря.
Зарядка требуется для тренировки и разрядки.
Зубр с зеброй запанибрата.
Еле‑еле Елизар
Едет‑едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара, /йэ/
Ели, ели дыни, ели…
Съев, сказали: «Недозрели!
Недозрелые мы дыни
Ели зря,
А несъеденные дыни
Зрелися».
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов. /гр/
Гроза грозна, грозна гроза, /гр/
/3/ /с/
Соня Зине
Принесла бузину в корзине.
Соня – незнайка,
А Зина – зазнайка.
Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.
Зимой поле белое, промёрзло‑заледенелое.
Идёт косой козёл с козой и косой.
Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома
Засахарены сполна.
На лозе оса, а в лозе коза.
Лизкина киска лизнула Лизку, /л/ /л’/
Засунули сладкоежкам
В сладости сало,
С тех пор сладкоежки
Сладости не сосут.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
Порослями заросли поросли,
Зарослями поросли заросли.
Завязалась розы завязь,
Завязалась, распустилась.
Неба вязаная завесь
Развязалась, распустилась.
Стрекоза застрекотала стрёкотом и стремглав задала стрекача, /стр/
Из указа вышел казус.
Стоит воз овса, возле воза – овца, /в/ /в’/
У воза овца, на возу пуд овса, /в/ /в’/
/з/ /ц/
Загубленная гусеница,
Запудренная пудреница.
Запуганная пуговица,
Запутанная путаница.
Эрцгерцога граф приглашает на завтрак,
Роскошный приём для эрцгерцога завтра.
Кузя Зайцев боится зайцев.
На мизинце у самозванца в цирке затейница‑синица.
/й/
Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /в/ /в’/
Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.
Заключение
Для развития дикции и речи у детей скороговорки являются неотъемлемой частью логопедической работы. Однако, не нужно ограничиваться только скороговорками. Стихи, песни, загадки, также отличные помощники в таком не лёгком деле, как развитие речи и тренировка дикции.
Возможно, вы знаете классные скороговорки. Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях.
Желаю удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.
[…] моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у дете…, вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, […]