Задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) — Диагностика, занятия

Что такое задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) диагностика и занятия

В кабинете невролога или психиатра малышу с 3 лет могут поставить диагноз ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребёнка. Что это за диагноз, на основании каких критерий и норм он ставиться и как родителям самостоятельно определить, что их чаду требуется помощь специалистов, давайте подробно разберём эти вопросы в статье.

Оглавление:

Что такое задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) — Возможные прогнозы

Ребенок с таким диагнозом не всегда имеет умственную отсталость и вполне обучаем. При этом он испытывает трудности с когнитивными функциями (памятью, воображением, вниманием, мышлением, умением обобщать, систематизировать полученные знания), творчески решать возникающие задачи. Эмоционально-волевая сфера, отвечающая за контроль над поведением, нередко страдает, отчего такие дети проявляют заторможенность или крайнюю неусидчивость. Развитие речи отстает в той или иной степени, иногда полностью отсутствует.

 Важно! Общее ощущение от общения с ребенком, с ЗПРР, что малыш отстает на 1-2 года во всех сферах жизни.

Степень отставания тоже может быть различной. Легкая или средняя степень задержки быстрее поддается коррекции. При должном подходе к обучению и воспитанию дошкольника, родители могут полностью исправить все его особенности и снять установленный диагноз. Тяжелая форма ЗПРР, часто имеющая дополнительные нарушения развития, служит причиной зачисления ребёнка в специализированное учебное заведение.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенка обижают в школе — 10 Советов родителям

Особенности речевого развития

развитие речи у детей задержкой психоречевого развития

 

В зависимости от возраста и степени ЗПРР, встречаются различные варианты нарушений различных речевых процессов.

 ЗВУКОВОЙ СТРОЙ

  — Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

— Звукопроизношение сформировано недостаточно. У ребёнка наблюдаются фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения) звуков, фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).

 ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Способность слышать и различать звуки в своей речи и речи окружающих, а также способность правильно воспроизводить услышанное.

Фонематический слух

— фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, ребёнок не всегда различает и правильно   употребляет сходные звуки, слоги и слова;

— фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.

 Звуковой и слоговой анализ

   — сформированы недостаточно (развиты в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;

— не сформированы (неразвиты)

 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 — недостаточен, ограничен (в пределах обихода);

— значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.

Строение слов

—  нарушено незначительно (сохраняется ритмический контур, ударение, число слогов);

—  грубо нарушено.

 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

— грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребёнок отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены.

грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные предложения, пользуется словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;

— грамматический строй речи не сформирован.

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 — пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы  грамматические  формы  языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.

— пользуется простой фразой, структурно нарушенная, аграмматичная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;

— не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – ЭТО ДИАГНОЗ, В КОТОРОМ МОГУТ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО, НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ТАКИЕ КАК ДЦП, СИНДРОМ ДАУНА, СДВГ, АЛАЛИЯ, АУТИЗМ И Т.Д.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

Отличия ЗПРР от умственной отсталости

задержка психоречевого развития у ребёнка (ЗПРР) как отличить от умственной отсталости

 

Дети, с диагнозом ЗПРР, имеют, в сравнении с умственно отсталыми, более высокий потенциал развития, таких высших психических процессов как: внимание, память, мышление, синтез и анализ.

Игровая деятельность, у детей с задержкой психоречевого развития, вызывает стойкий и продолжительный интерес, в то время как, умственно отсталые дети быстро теряют интерес к игре, внимание их рассеивается.

Ребёнок с задержкой психоречевого развития достаточно легко может овладеть навыками изобразительной деятельности. Рисунки этих детей осмысленные, в них есть порядок, присутствует логическая составляющая. Умственно отсталому дошкольнику, без специального обучения, изобразительная деятельность остаётся недоступна. Его рисунки не логичны, пропорции нарушены.

Учебная деятельность у детей с ЗПРР, вызывает затруднения. Однако, при систематическом обучении, дополнительных занятиях, дети со многими заданиями справляются хорошо. При умственной отсталости любые задания вызывают трудности. Обучение, таких детей, проводится только по специальной коррекционной программе, в специализированной школе.

Возможно, вам будет интересно Развитие памяти и внимания у детей + Диагностика

Как определить в домашних условиях задержку психоречевого развития у ребёнка

 

 Анализ и синтез

 У ребенка страдают процессы мысленного соединения и разъединения, установления связей между частями и целым, вычленения признаков и т.д. Анализ и синтез являются основными мыслительными операциями, и именно здесь такой малыш испытывает немалые ограничения.

Задержка психоречевого развития у детей Задания на анализ и синтез

 

 Пример. Ребенку 3-5 лет предложено найти только те фигуры, из которых составлена картинка. Лишние элементы надо просто вычеркнуть.

Это могут быть задания на подбор потерянного блюдца от чашки, кармашка от платья, детеныша животного к его маме, где ребенок выбирает, опираясь на цвет или любой другой признак схожести.

В речи задержка проявляется в плохом понимании заданий, где даны два слова в определенной связи между собой, и к третьему надо подобрать четвертое по аналогии с ними.

 Пример. Дана пара слов: кресло – сидеть. Надо подобрать к слову «диван» аналог, отражающий суть действия, которое можно совершать с данным предметом.

Для детей 6-7 лет в качестве теста можно брать такие упражнения, как составление слов путем переставления букв или слияния первых слогов нескольких слов.

 

 Сравнение

 Выделение существенных и несущественных признаков предметов для выявления сходства и различия между ними вызывает затруднение у ребенка с ЗПРР. Здесь применяют популярные упражнения со сравнением двух картинок (что общего или чем отличаются), с нахождением самого маленького/большого предмета в линейке предложенных или поиском пары для предложенного изображения из нескольких вариантов.

задержка психического развития у детей Сравнение

 

Для проверки речи ребенку может быть предложено задание на нахождение созвучных слов, которые отличаются лишь одной буквой и одним звуком.

Пример. Галка – палка, мишка – мышка, Маша – каша, сор – вор и т.д.

 

 Сериация

 Дети 4-7 лет способны выставлять предметы или связи между ними в определенной последовательности, подробно объясняя связи между ними. Проверить ребенка на способность к сериации можно с помощью заданий: на заполнение пустой клеточки подходящим рисунком в предметном ряду и на выставление картинок в правильной последовательности в соответствии с происходящим.

 

 Ограничение

 Способность дошкольника к вычленению предмета из группы по отличающимся признакам (самостоятельно или по заранее оговоренным условиям) можно проверить с помощью простых заданий, таких как:

  • обведи красным карандашом только желтых птичек;
  • положи в корзину только синие шарики, а в вазу – серые;
  • вычеркни лишнее и поясни свой выбор.

 

 Пример. Ребенку предлагают из пяти предметов вычеркнуть лишний, где четыре позиции – это фрукты, а одна – овощ.

Речевое упражнение может содержать задание на выявление лишнего предмета в потоке перечисления нескольких позиций.

 Пример. а) собака – кошка – тапки – попугай – ворона; б) улица – проезд – бульвар – проспект – здание.

 

 Отрицание

 На основе противоположного признака выявляется лишний предмет или группа предметов, характерные черты которых не указаны.

 Пример. На картинке три девочки. Одна стоит в желтом платье, другая — в синем, третья — в красном. Ребенка просят найти девочку не в желтом и не в синем платье, затем не в синем и не в красном. Это довольно легкий уровень, подходящий для детей среднего дошкольного возраста.

 

 Обобщение

 Дошкольник с нормотипичным развитием должен мысленно уметь объединить предметы в группу по общему признаку или нескольким свойствам.

 Пример. На картинке изображены солнце, батарея, шерстяной шарф и печка. Ребенок должен назвать общий признак, то есть пояснить, что все изображенное, – теплое (греет).

В речи дети должны вычленять схожий элемент или структуру слов, к примеру: коса – коза, усы – узы, лечь – течь.

 

 Систематизация

 Данный процесс подвластен дошколятам 5-7 лет, когда устанавливаются определенные закономерности в выстраивание какой-то системы и расположения в ней предметов.

 Пример. Ниже приведены примеры подобных заданий.

задержка психоречевого развития у детей Навыки систематизации

 

Для определения речевых навыков по систематизации у детей 5-7 лет используют задания на составление рассказа по картинкам, которые предварительно надо пронумеровать.

 

 Умозаключение

 Из любого события ребенок способен сделать логический вывод, вычленяя одно или несколько суждений по определенным правилам. Выделять можно и положительные, и отрицательные моменты.

 Пример №1. Объясни, что хорошее и плохое происходит при: просмотре телепередач, поездке на транспорте, метели, дожде и т.д.

 Пример №2. Найди неверное суждение и исправь его.

  • Солнце светит, потому что жарко.
  • Прилетели грачи, поэтому наступила весна.
  • Мама принесла хлеб, потому что ходила в магазин.
  • Курица снесла яйцо, потому что цыпленок вылупился.

 Пример №3. Для детей, имеющих начальные математические навыки (счет до 10 и сравнение «больше-меньше»), существуют упражнения подобного плана:

  • Лжезагадки. В пруду плыли пять пчелок, две нырнули. Сколько осталось на воде?
  • Подумай и ответь. Чего в огороде больше – огурцов или овощей? Чего на кухне меньше – чашек или посуды?
  • Найди к каждому предмету образующую пару. Сапоги, шляпа, ноги, голова.
  • Закончи предложение логически верно. Если папа выше мамы, то мама …(ниже папы). Если черная ваза шире белой, то белая… (уже черной).
  • Реши задачку. Две сестрички съели две банки варенья. Сколько съела каждая девочка?

 

 Классификация

 Ребенок в 3 года и старше способен распределять предметы в группы по каким-то общим признакам, то есть классифицировать. Он может это делать как с помощью картинок, так и на слух.

Пример. Необходимо назвать, ряд из четырех предметов, одним словом (животные, посуда, растительность, канцелярские принадлежности).

задержка психоречевого развития Задания на классификацию

 

Можно давать ребенку задания, где объединены несколько процессов, например, обобщение и классификация или сравнение и умозаключение.

 

 Внимание и память

 Способность концентрировать сознание на чем-то одном и тем более удерживать в памяти образы – сложная задача для детей с задержкой. Для проверки и тренировки данных функций можно воспользоваться предложенными ниже заданиями.

  • Посмотри на картинку, запомни все предметы. Далее взрослый закрывает исходник и предлагает ребенку перечислить все, что он увидел.
  • Механизм действий тот же, но задание усложняется тем, что надо найти пропавший или вновь появившийся элемент.
  • Повтори несколько слов в точной последовательности.

Для тренировки внимания, хорошо подходит собирание пазлов. Начинать лучше с разрезных картинок, где совмещаются 2-3 детали. Для тех, у кого с этим проблемы, актуальны деревянные или картонные изображения с исходником на панно, то есть учащийся накладывает детали на уже нанесенный рисунок.

Как работать с ребенком при ЗПРР. Практические рекомендации по организации занятий дома

Задержка психоречевого развития ЗПРР у ребёнка

 

В первую очередь взрослый должен создать психологически благоприятный климат для занятий. Время занятий только тогда, когда малыш хорошо себя чувствует и настроен на контакт. Желательно выбирать первую половину дня. Длительность урока составляет от 5 до 30 минут для 3-5-летнего ребенка и до 45 минут для дошкольника старшего возраста. Любое занятие проводите в игровой форме, так как основным видом деятельности до 10 лет является игровая.

Нельзя требовать от ребенка выполнения слишком сложной задачи. Любое упражнение начинаем с примера и разъяснений. Не стоит злиться и ругаться, если приходится повторять одно и то же несколько раз. Дети с ЗПРР отличаются тем, что долго усваивают информацию. Чтобы заставить ученика думать, не делайте поспешных выводов за него и не заставляйте механически заучивать материал. Лучше вычленить блоки проблем (например, слабое ассоциативное мышление) и проработать их, привлекая не только книжные образы, но и суммируя личные жизненные впечатления дошкольника.

 Важно! Основная задача – выстроить цепочку действие – слово – образ.

Для детей с задержкой развития необходимо создать условия для формирования связи между наглядными и словесно-логическими формами мышления, то есть заложить начало развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Создавайте динамичность окружающей среды путем собственного воздействия ребенка на предметы и события, чтобы преодолеть статичность восприятия, которая так свойственна проблемным детям. На основе этого начинает формироваться правильная речь.

К кому обратиться за помощью

Задержка психоречевого развития у ребёнка Занятия с психологом

 

Главными помощниками родителей такого малыша станут не столько врачи, сколько педагоги и современные коррекционные методики. Обязательно возьмите консультацию психолога, нейропсихолога, (дефектолога) и логопеда. Не отказывайтесь посещать их занятия и выполнять домашние задания!

Возможно, вам будет интересно Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей

Нетрадиционные методики, такие как Томатис, микротоковая рефлексотерапия, мипрополяризация головного мозга, иглоукалывание, биоакустическая коррекция (БАК) помогут в индивидуальном порядке ускорить процесс коррекционно-педагогической работы родителей и специалистов.

Заключение

Если у ребёнка задержка психического развития, нужно как можно раньше начинать с ним коррекционную работы. Только родители несут полную ответственность за духовное, физическое и психическое здоровье маленького человека. Приложив все усилия, вы непременно добьётесь положительных результатов.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

 

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

 

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *